opensoundorchestra

English version is on track

Subscribe our social media: telegram, vkontakte and youtube
31 марта 20:00

РАЙХ, ШОСТАКОВИЧ, СИЛЬВЕСТРОВ, ХАРТМАН

Тема концерта OpensoundOrchestra в ДК Рассвет — частный человек и большая история.

Траурный концерт немецкого композитора Карла Амадеуса Хартмана написан в 1939 году — это высказывание противника нацизма, ушедшего в вынужденную внутреннюю эмиграцию. С ним соседствует Камерная симфония Шостаковича — его Восьмой струнный квартет в переложении для оркестра, сделанном Рудольфом Баршаем. Официально квартет был посвящен «жертвам фашизма и ужасов XX века», однако в письме своему другу Исааку Гликману автор признавался, что создавал его как эпитафию самому себе («Я размышлял о том, что если я когда-нибудь помру, то вряд ли кто напишет произведение, посвященное моей памяти. Поэтому я сам решил написать таковое. Можно было бы на обложке так и написать: „Посвящается памяти автора этого квартета“»).

Сочинение Райха «WTC 9/11» для трех струнных квартетов и электроники (2010) — это отклик на события 9/11; в партитуре используются аудиозаписи свидетелей катастрофы, записанные на автоответчики. «WTC 9/11» было написано для Kronos Quartet, как и еще одно сочинение программы — Третий струнный квартет (2011) украинского композитора Валентина Сильвестрова. «Мне кажется, — комментировал композитор свою работу, — в этом сочинении можно расслышать ирландский акцент и наивные мелодии — символы этой замечательной страны, в судьбе и историческом наследии которой я ощущаю близкое духовное родство с Украиной, моей родиной».

Концерт проходит при поддержке Центра электроакустической музыки Московской консерватории (CEAMMC).
12 мая 19:00
PULSE 5. OPENSOUNDQUARTET
*в рамках программы Союза композиторов России «Ноты и квоты»
12 мая 19:00
PULSE 5. OPENSOUNDQUARTET
OpensoundOrchestra продолжает серию концертов PULSE с музыкой современных композиторов. Пятый концерт включает в себя сочинения для струнного квартета российских и зарубежных композиторов, в том числе две мировые премьеры и одну московскую. Играя в квартете, солисты OpensoundOrchestra добились слаженности и безусловного взаимопонимания благодаря высокому уровню профессионализма музыкантов. Они регулярно выступают на разных площадках Москвы, пропагандируя новую музыку, заказывают сочинения молодым российским авторам. 

Музыка для струнного квартета на протяжении истории музыки рассматривалась композиторами как площадка для эксперимента, поле для воплощения новых задумок, возможность передать в музыке камерные, интимные переживания. Так ли это в музыке композиторов XXI века? Программа составлена таким образом, чтобы охватить разные стороны этого жанра, показать подходы российских композиторов и их коллег из других стран к струнному квартету. 

Одна из главных целей серии концертов PULSE – популяризация и продвижение сочинений российских авторов. Мировые премьеры в пятом концерте серии – струнные квартеты Игоря Яковенко и Настасьи Хрущевой, написанные специально для OpensoundOrchestra.

Яковенко – джазовый пианист и серьезный, вдумчивый музыкант со своим сложившимся стилем, сдержанный романтик. Премьеру его сочинения Tempus OpensoundOrchestra исполнил в первом концерте PULSE. Настасья Хрущева – композитор, музыковед, преподаватель из Санкт-Петербурга, автор книги «Метамодерн в музыке и вокруг нее» заигрывает с жанром струнного квартета, обращаясь к песне «Елочка, елка» из мультфильма «Новогодняя сказка», давая новое, метамодернистское прочтение как этой песне, так и самому жанру квартета. 

Минималистичные «Заповеди блаженств» Владимира Мартынова использовал Паоло Соррентино в своем фильме «Великая красота». Ровная и спокойная мелодия, повторяющаяся как колесо времени, настраивает созерцательный лад и позволяет настроиться на созерцание и покой. 

Американский столп минимализма Филип Гласс написал в 1983 году музыку для постановки пьесы Самюэля Беккета “Company” и позже переделал ее в струнный квартет. Он очень тонко работает с ритмом и важнейшей задачей исполнителей становится игра в одном потоке. Один из наиболее часто исполняемых современных композиторов Йорг Видманн называет свой третий квартет Скерцо в метаформе из пяти его струнных квартетов. Он обращается к ритму из скерцо Седьмой симфонии Бетховена и строит весь квартет, работая с ритмической структурой. Он использует элементы изобразительности и инструментального театра в своем «Охотничьем» квартете и преображает типизированную музыку, которую мы привыкли ассоциировать с охотой.

Джона Адамса трудно отнести к какому-то направлению, хотя многие критики считают его минималистом, он – выдумщик собственных стилей и слов, несуществующих танцев. Несколько его таких танцев и прозвучат на концерте в сочетании с электроникой.